ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Статьи
Электронное-обучение в довузовской подготовке
Статьи - Дистанционное обучение

Автор: Доценко И.Б. (dib@cdp.tti.sfedu.ru)

 zip Версия для печати 156.56 Kb

       Происходящее в настоящее время изменение парадигмы образования существенно и неизбежно корректирует образовательную практику. Не претендуя на детальный анализ ситуации, можно выделить несколько основных тенденций развития. Во-первых, образование становится «пожизненным», включая формальные и неформальные способы его получения.
       Во-вторых, стремительно нарастает личностно-развивающий аспект образования. Это означает, что статус учащегося как субъекта образовательного процесса повышается до равноправного участника и, возможно, в зависимости от его мотивации и достигнутых результатов, до главенствующей фигуры. При этом  также кардинально меняется роль преподавателя. Он перестает быть эксклюзивным источником информации и верховным арбитром. Теперь его функции связаны с организацией и поддержкой самостоятельной и коллективной когнитивной деятельности учащихся, своего общения с ними и каждым из них. Изменение ролевой функции преподавателя влечет за собой расширение списка необходимых ему  компетенций. В частности, требуются понимание закономерностей когнитивной психологии, владение навыками педагогического проектирования и достаточное компьютерное мастерство. Последнее обстоятельство  связано с третей основной тенденцией – активным внедрением в образовательную среду современных инфокоммуникативных технологий (ИКТ).
       Наша ИКТ-стратегия нацелена на создание информационно-образовательной среды (ИОС), как определенной совокупности учебных и справочных материалов; инструментов их разработки, хранения и использования; средств интерактивного сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса. Система должна предоставлять учащимся и преподавателям широкий спектр современных инструментов  ИКТ [5],  предполагающих активное добывание знаний индивидуально и в группах сотрудничества с последующей критической рефлексией. Построение такой информационно-образовательной среды требует  решения трех взаимосвязанных задач:
       1. Подбор необходимого набора инструментов (электронной оболочки) для создания информационно-образовательной среды  и дальнейшее ее администрирование [6].
       2. Разработка образовательного контента ИОС в соответствии с проектируемыми моделями организации учебного процесса и положениями педагогического дизайна [4].
       3. Организация учебного процесса с учетом имеющихся образовательных ресурсов, сервисов и инструментов   ИОС.
       Первая задача решена нами за счет внедрения LMS Moodle (Learning Management System Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), разработанной с открытым кодом и распространяемой как свободный продукт. Система  спроектирована с прицелом на ее применение в соответствии с педагогикой социального конструктивизма и обладает широким спектром возможностей [1] при наличии гибко настраиваемой системы пользовательских  ролей.
       Данная образовательная среда позволяет создавать законченные лекционно-практические курсы c нелинейной навигацией, оснащенные мультимедийными средствами и интерактивными деятельностными элементами. Система насыщена большим количеством ресурсов, позволяющих загружать на сервер готовые файлы, создавать их непосредственно в Moodle, а также использовать ссылки на каталоги и Web-страницы. Все это расширяет информационные возможности создаваемых образовательных материалов. Учебные курсы могут быть насыщены разнообразными элементами, такими как: анкета, вики, глоссарий, задание, лекция, опрос, пояснение, семинар, тест.
       Важным компонентом информационно-образовательной среды, создаваемой на основе Moodle, является коммуникативность. Основными средствами, позволяющими учащимся общаться со своими преподавателями, а также между собой, являются: форум, чат, электронная почта, обмен вложенными файлами и личными сообщениями. Возможности Moodle позволяют реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга), интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия) и коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).
       Задача наполнения ИОС образовательным контентом является, по нашему мнению, наиболее трудоемкой и многогранной. Её решение требует привлечения значительных ресурсов: людских (ИКТ-компетенция имеет критическое значение), финансовых, технических, временных. Кроме того, разработка контента должна проводится с учетом конкретных моделей организации учебного процесса. Стратегическим направлением преодоления ресурсного дефицита нами выбрано постепенное и непрерывное повышение квалификации всех категорий сотрудников. С этой целью нами были предприняты следующие шаги:

  • Для проектирования учебных курсов предложена единая модульная  структура построения контента, а в качестве элементов курса выбраны: лекция, тренинг, тест самоконтроля, практическое занятие, тематический тест, творческое задание, контрольная работа [2].
  • Разработаны требования и рекомендации по созданию различных элементов учебных курсов. Наполняя эти элементы учебным материалом, мы пытаемся предусматривать разнообразные интерактивные формы ученической деятельности, чтобы создать интерес к обучению и ощущение постоянной поддержки со стороны преподавателей и системы в целом [3].
  • Определена специфика каждого элемента, диагностирующего уровень усвоения учебного материала.
  • Проведено два региональных научно-методических семинара (2006, 2008 г.) по проблематике разработки электронного контента и внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс.
  • Выпущена монография  «Практика электронного обучения с использованием Moodle». Издательство ТТИ ЮФУ, 2008, -320 с.
  • Созданы сетевые учебные курсы: «Курс молодого бойца» -  содержит общее описание интерфейса Moodle и коммуникативных возможностей системы; «Повышение квалификации преподавателей в области электронного обучения» - нацелен на разработку и применение мультимедийных и интерактивных учебных элементов;  «Руководство технических редакторов» - предназначен для поддержания единого стиля при верстке текста, разработке элементов статической графики и Flash-объектов.

       Перечисленные действия позволили обозначить контуры мультисервисной  информационно-образовательной среды довузовского образования,  в которой мы уже проводим  обучение русскому языку, математике и физике по трем образовательным программам: предпрофильная подготовка, профильное обучение и подготовка к ЕГЭ. В стадии разработки учебные курсы по истории России, информатике, химии и английскому языку.
       Еще одним существенным компонентом ИОС должны стать курсы (сетевые проекты), нацеленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся. В частности, проводятся сетевые предметные олимпиады, непрерывно действует интеллектуальный Интернет-конкурс «Заморочки» по решению нестандартных логических задач на общие знания.       Мы стремимся обеспечить «неразрывность» личной образовательной траектории каждого учащегося за счет достижения ими требуемого уровня базовых знаний и ключевых компетенций при переходе от одного учебного модуля к другому. При этом учащиеся имеют возможность самостоятельно выстраивать личную образовательную траекторию. Внутри курса эта возможность обеспечивается элементами нелинейной навигации и обилием деятельностных элементов, а на уровне учебного плана – выбором учебных курсов, образовательной программы и формы обучения (модели использования ИОС в учебном процессе).
       Сервисы информационно-образовательной среды позволяют планировать различные модели организации учебного процесса. Нами используются три основные модели:
1. Дистанционное обучение. Главной особенностью модели является не сам факт пространственного разъединения преподавателя и ученика, а то обстоятельство, что их совместная (или самостоятельная)  учебная деятельность происходит только в виртуальной  среде.
2. Смешанное обучение. Данная модель по сравнению с предыдущей дополнена очным общением наших преподавателей с учащимися по строго определенному расписанию очных занятий. Существенно, что все элементы учебной деятельности очного обучения строятся с учетом возможностей ИОС.
3. Коллективный ученик. Эта модель направлена на достижение социального партнерства различных учреждений образования, что очень важно для реализации сетевого варианта профильного обучения. Обучение учащихся осуществляется их школьным преподавателем  с учетом целенаправленного и системного привлечения возможностей ИОС. В компетенции учителя находится выбор различных элементов учебного курса и порядок их использования для каждого учащегося.
Очевидно, что сетевые формы организации профильного обучения в рамках модели «Коллективный ученик» не будут простыми в плане реализации и потребуют серьезных изменений нормативно-правового характера. Например, необходимо разработать процедуру бюджетного финансирования партнеров по сети и отнесения школьников к контингенту обучаемых конкретных учебных заведений внутри сети. Без этого довузовские структуры могут оказывать только дополнительные образовательные услуги, что и происходит в настоящее время.
Другой комплекс проблем носит технический характер. В частности, необходимы телекоммуникационные сети высокого качества, соединяющие всех участников проекта с ресурсным центром. В настоящее время большие надежды связаны с подключением всех Российских школ к сети Интернет. Не отрицая важности этого шага, мы полагаем, что он не решает кардинально проблему, так как не предоставляет возможности одновременно получать скоростной доступ для большого числа учащихся одной школы. Реально можно говорить о том, что учителя и, возможно, отдельные учащиеся уже получили возможность использовать ресурсы глобальной сети в ограниченном режиме для подготовки к занятиям. Для массового подключения учащихся к сетевым ресурсам, по-нашему мнению, необходимо развивать локальные сети, а затем соединять их с ресурсным центром по схеме Интранет или Экстранет.

Литература

1. Андреев А.В., Андреева С.В., Бокарева Т.А., Доценко И.Б. Новые педагогические технологии: система дистанционного обучения Moodle // Научно-методический журнал «Открытое и дистанционное образование». – 2006, №3(23), с. 5 – 7.
2. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Из–во ТТИ ЮФУ  2008, - 320с.  
3. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Формы деятельности в рамках дистанционных курсов // Труды Всероссийской научно-методической конференции «Телематика». – 2007, г. Санкт-Петербург, с. 218 – 219.
4. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.М. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004, - 216 с.
5. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004, - 320с.
6. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. – М.:«Кудиц-образ», 2005, - 640 с.

 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Задать вопрос, обсудить интересные новости теперь можно просто воспользовавшись системой комментариев

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100