ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Новости
Аналих типичных ошибок. Грамматические нормы современного русского языка. Часть 2
Статьи - Единый государственный экзамен

Автор: С.В. Андреева, к.филол.н, доцент ЦДП ТТИ ЮФУ (ТРТУ), Таганрог

zip Версия для печати 318.41 Kb

А5. Построение предложений с деепричастным оборотом

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в Им.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в подлежащем, должен выполнять оба действия.

Сравним два предложения:

  1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.
  2. Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.

В обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1 предложении подлежащее «индивидуальность» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте («индивидуальность» не может «выбирать стиль одежды»). Следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка.

Во 2 предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «советуюсь», и добавочное, заключенное в деепричастии «выбирая». Значит, это предложение не содержит грамматической ошибки.

Важно также обращать внимание на то, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в данном случае идет об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.

Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия

Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм:

  • в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь);
  • в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходит ь на Красную площадь);
  • в форме 1 или 2 лица изъявительного наклонения (Приезжая в Москву, обязательно идем на Красную площадь). Подлежащее «мы» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию.

Таким образом, все вышесказанное можно представить в виде следующей таблицы:

Начало предложения Грамматически верные продолжения предложения
Деепричастный оборот
(добавочное действие)
Разговаривая по телефону, …
Подлежащее в И.п., которое выполняет и основное, и
добавочное действие.
я всегда называю собеседника по имени.
Глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения
в определенно-личном или неопределенно-личном
предложении.
всегда называйте собеседника по имени.
Составное глагольное сказуемое (вспомогательный
глагол + инфинитив) в значении повелительного
наклонения в определенно-личном или
неопределенно-личном предложении.
надо всегда называть собеседника по имени.
Глагол-сказуемое в определенно-личном или
неопределенно-личном предложении в форме
1 или 2 лица изъявительного наклонения.
Подлежащее легко восстанавливается и
выполняет как основное, так и добавочное действие.
всегда называю собеседника по имени.

А6. Нарушение синтаксических норм при построении различных предложений

1. Построение предложений с однородными членами.

Чаще всего в задании А6 встречаются следующие типы предложений с однородными членами, в которых могут быть допущены грамматические ошибки:

  • предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.

В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба эти слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. Рассмотрим на примере:

Сказуемые «придумал» и «восхищается» имеют одно зависимое слово «теорией», которое стоит в Т.п. Но глагол «придумал» не может управлять Т.п. (придумал (кем?чем?)…), следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:

  • предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:
    - части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.
    Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. -Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.
    В первом предложении союз соединяет слова «не только главным.., но и для читателей», а они не являются однородными членами предложения. Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: «не только для создателя.., но и для читателей.
    - части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение «Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей», так как союза «не только.., а также..» нет
  • предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

В данном предложении обобщающее слово «русских классиков» стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой» - в форме Им.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.

Следующие грамматические ошибки встречаются реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить внимание.

  • пропуск предлога при однородных членах.
    Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

  • смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
    В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

«Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок ифрукты: бананы, апельсины.

  • употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

  • соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

Навстречу двигались жители села, мужчины, дети.

«Мужчины» и «дети» также являются «жителями села».

2. Употребление имен собственных в предложении.

Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в Им.п. Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения:

1) В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (Им.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

2) В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

3) В картине (П.п.) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в Им.п. (см. предложение 1).

3. Построение предложений с причастным оборотом.

В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
    Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

Определяемое слово «образ» стоит в Им.п., ед.ч., м.р., а причастие «созданные» - в Им.п., мн.ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

  • определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
    Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

Определяемое слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего на дереве», следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

  • необходимо правильно найти определяемое слово.

В данном предложении определяемым является слово «сына», а не «лицо», следовательно, верный вариант:

4. Построение сложноподчиненных предложений.

Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:

  • предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова «кто». Обычно такие предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…» и т.п.

Важно помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в форме ед.ч. При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.

Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:

  • неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.
    В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский». Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

  • нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
    В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои.
    Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.
  • неверное соединение с помощью союза «и» причастного аппарата и придаточной части.
    Я пил кофе, / приготовленный барменом/ и (в который добавили виски).
    В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил /приготовленный барменом/кофе, (в который добавили виски).

5. Трудные случаи управления.

Трудных случаев управления в русском языке большое количество, поэтому осветить их все в рамках данной статьи, конечно, невозможно. Существуют целые словари, касающиеся данного вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Книга, 1986. - 304 с. Но тем не менее, хотелось бы остановиться на тех примерах, которые нам кажутся важными, так как именно в них чаще всего допускаются ошибки.

Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:

  • употребление предлога «по».

В значении «после чего-либо» предлог «по» управляет П.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).

По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.

  • употребление предлога «благодаря».
    В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил /приготовленный барменом/кофе, (в который добавили виски).
    Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.
  • употребление предлога «согласно».
    Предлог «согласно» также управляет Д.п.
    Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.

Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.

предлог
падеж
пример
в меру
Р.п.
(в меру чего?) в меру возможностей
в заключение
Р.п.
(в заключение чего?) в заключение статьи
в виде
Р.п.
(в виде чего?) в виде шара
в продолжение
Р.п.
(в продолжение чего?) в продолжение романа
в силу
Р.п.
(в силу чего?) в силу привычки
в течение
Р.п.
(в течение чего?) в течение дня
наперекор
Д.п.
(наперекор кому?) наперекор всем
наподобие
Р.п.
(наподобие чего?) наподобие овала
подобно
Д.п
(подобно чему?) подобно овалу
по причине
Р.п.
(по причине чего?) по причине непогоды
посредством
Р.п.
(посредством чего?) посредством ввода

Кроме неправильного употребления слов с предлогами, трудности вызывает и построение беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них.

главное слово

вопрос

зависимое слово

скучать по ком? скучать по Вас
отличить
различать
что? от чего?
что? и что?
отличить черное от белого
различать черное и белое
поражаться
поражен
чему?
чем?
поражаться терпению
поражен терпением
воплотить
претворить
во что?
в чем?
воплотить в жизнь
претворить в жизни
обидеться
обижен
на что? на кого?
чем? кем?
обидеться на друга
обижен другом
превосходство
преимущество
над кем?
перед кем?
превосходство над другими
преимущество перед другими
уверенность
вера
в чем?
во что?
уверенность в победе
вера в победу
отзыв
рецензия
о чем?
на что?
отзыв о книге
рецензия на книгу
уплатить, заплатить
оплатить
за что?
что?
уплатить, заплатить за проезд
оплатить проезд

6. Построение предложений с косвенной речью.

  • Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.
    Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

  • Также одной из распространенных ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли».
    Я не заметил, что находится ли он в комнате.
    Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.
  • Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
    Неверный вариант: Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
    Правильный вариант: Как сказал А.П.Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
  • Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи.
    Неверный вариант: Сенат же постановил, что « Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
    Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные случаи нарушения грамматических норм, которые встречались в тестах ЕГЭ. Знание этих норм поможет успешно справиться как минимум с тремя, на наш взгляд, сложными заданиями теста ЕГЭ.

 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Пройдя Пробный ЕГЭ очно, не забудьте выполнить работу над ошибками. Экспресс-курс лекционно-практических занятий по математике и русскому языку поможет вам в этом.

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100