ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Статьи
Использование инфокоммуникационных технологий в методике преподавания русского языка
Статьи - Дистанционное обучение

Авторы: Нечепуренко М.Ю. (mailto:mary@cdp.tti.sfedu.ru)

zip Версия для печати 400.43 Kb

В современном мире все более актуальными становятся вопросы, связанные с использованием инфокоммуникационных технологий в учебном процессе, потому что именно они создают принципиально новые возможности получения человеком знаний. Действительно, применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Обучение русскому языку – именно та область, где использование информационных и коммуникационных технологий может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.

Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием информационных и коммуникационных технологий повышает темп урока, а главное, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. На уроках русского языка с помощью информационных и коммуникационных технологий можно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять, например, в таблицах и правилах нужную букву можно делать большего размера, чем остальные.

Более подробно хотелось бы рассмотреть использование инфокоммуникационных технологий на этапе закрепления материала.

Необходимость закрепления материала обусловлено свойствами психики. Как известно, для глубокого и прочного усвоения знания недостаточно однократного его восприятия, необходимо восприятие повторить и посредством этого яснее осознать и прочнее усвоить. Значение закрепления объясненных новых знаний состоит в том, что это проверочное воспроизведение материала дает возможность убедиться в том, в какой степени и с какой полнотой произошло усвоение того, что объяснялось.

Именно на этом этапе мы активно используем флеш-анимацию.

Флеш-анимация – это анимация, применяемая в Web-технологиях, для разработки анимационных роликов, заставок, презентаций, рекламных блоков (флеш баннер) и т.д.

У человека органы зрения имеют интересную особенность: мы способны заметить или обнаружить объект с гораздо большей долей вероятности, если тот находится в движении, т.е. любая информация воспринимается лучше, если она носит динамический характер. Отсюда можно сделать вывод: чтобы обратить внимание на изучаемый элемент, его нужно анимировать.

Использование занимательных флешей на этапе закрепления нового материала возможно на любом языковом уровне.

(Конечно, в рамках статьи представить в полном виде флеш-анимацию невозможно, поэтому мы предлагает познакомиться с заданиями, формулируемым школьникам).

На уровне фонетики.

Задание. Дан ряд слов. Из букв каждого слова образуйте справа новый ряд слов. Если вы правильно подберете слова, то из средних букв нового (правого) ряда слов (в выделенном столбике) получится название вида головоломок, к которому относится эта задача.

Лапша

 

 

 

 

 

Кабан

 

 

 

 

 

Повар

 

 

 

 

 

Газон

 

 

 

 

 

Просо

 

 

 

 

 

Ласка

 

 

 

 

 

Мазок

 

 

 

 

 

Норма

 

 

 

 

 

Лапта

 

 

 

 

 

Задание. Предлагается ряд слов, в каждом из которых есть звук [д] или звук [д’]. В зависимости от того, твердый или мягкий согласный встречается в словах, распределите их по двум столбикам.

 [д]

[д’]

 

 

 

домино

 

 

деревья

 

 

подъезд

 

 

дикий

 

 

подарок

 

 

распорядок

 

 

новорождённый

 

 

ладья

 

 

дворец

 

На уровне морфемики.

Задание. Попробуйте собрать морфемы из рассыпавшихся однокоренных слов различных частей речи.

Задание. Попробуйте собрать слова из различного количества морфем.


На уровне морфологии.

Задание. Образуйте от глагола указанное причастие.

Дано:

1)«в копилке» (как элементы пазлов) все суффиксы: ущ, ющ, ащ, ящ, ом, ем, им, вш, ш, н(н), ен(н), т, е, а, я, и.

2)определенное количество глаголов.

Учащийся сам «собирает указанное причастие».

Для этого берет любой глагол (тогда высвечивается основа слова и окончание) и выбирает нужные суффиксы из копилки.

Если суффиксы выбраны верно, то высвечивается причастие и реакция: МОЛОДЕЦ.

Если суффиксы выбраны неверно, то реакция: ПОПРОБУЙ ЕЩЕ РАЗ.

глагол

основа+окончание

форма, которую

нужно образовать

верная комбинация суффиксов

причастие, которое должно высветиться при правильном выборе суффиксов

заказать

Заказ…ый

страд.прош.

а, н(н)

заказанный

застелить

Застел… ый

страд.прош.

ен(н)

застеленный

стелить

Стел… ий

действ.наст.

ющ

стелющий

брить

Бр… ый

действ.прош.

вш

бривший

смотреть

Смотр…

действ.наст.

ящ

смотрящий

дышать

Дыш…

действ.наст.

ащ

дышащий

зависеть

Завис… ый

страд.наст.

им

зависимый

сказать

Сказ…

действ.прош.

а, вш

сказавший

показать

Показ… ый

страд.прош.

а, н(н)

показанный

 

На уровне орфографии.

Задание. Предлагается список слов с изучаемой приставкой и список возможных значений приставок. Необходимо определить значение приставки в слове.

приговорить

доведение действия до конца, окончательное действие

прикрыть

неполнота действия

примчаться

присоединение, приближение, прибавление, пространственная близость

приплясывать

сопутствующее действие

припрятать

совершение действия в чьих-либо интересах

присвистывать

сопутствующее действие

прискакать

присоединение, приближение, прибавление, пространственная близость

прислушаться

неполнота действия

пристрелить

доведение действия до конца, окончательное действие

припасти

совершение действия в чьих-либо интересах

 

На уровне пунктуации.

Задание. В приведенных ниже предложениях найдите обобщающие слова. Если вы правильно определите это слово, оно окрасится в зеленый цвет, если нет – в красный.


Представленные задания – только часть потенциала использования информационных технологий. Бесспорен тот факт, что эти технологии предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей, внедрения новых методов и организационных форм учебной деятельности в современной школе. И это необходимо учитывать учителю, ведь, по справедливому выражению В.Ф.Шаталова, «…сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…».

 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Задать вопрос, обсудить интересные новости теперь можно просто воспользовавшись системой комментариев

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100