ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Статьи
Предпрофильный курс «Физика вокруг нас» и его использование в системе дистанционного обучения
Статьи - Дистанционное обучение

Авторы: Доценко И.Б. (dib@cdp.tti.sfedu.ru), Матюшкина Л.В., Якунина О.Б. (olga_ob@cdp.tti.sfedu.ru)

zip Версия для печати 374.71 Kb

Начинающему можно и нужно помочь учиться, и все же научиться он может только сам.
И.М. Франк

Физика относится к тем фундаментальным предметам, без изучения которых невозможно формирование мышления современного человека, и без освоения которых нельзя стать специалистом XXI века, способным создавать новую технику и наукоемкие технологии. Становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в России. Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профильного направления собственной деятельности. Помочь учащемуся сделать этот выбор призван предпрофильный курс «Физика вокруг нас».

Цели дистанционного предпрофильного курса «Физика вокруг нас» следующие:

  • заинтересовать учащихся точными науками, являющимися фундаментом научно-технического прогресса;
  • увлечь учащихся физикой, как интереснейшей наукой, научить их наблюдать, планировать и проводить экспериментальные исследования, выдвигать гипотезы, анализировать происходящие явления, понимать их суть, строить модели, позволяющие их описывать;
  • развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся, научить их думать и делать правильные выводы и обобщения;
  • создать надёжную основу для дальнейшего углубленного изучения физики путем освоения знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях и методах научного познания природы; дать учащимся прочные знания и научить применять полученные знания для решения физических задач;
  • применять полученные знания в повседневной жизни.

Дистанционная форма обучения предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов.

Основными преимуществами системы дистанционного образования (СДО) являются:

  • доступность;
  • модульность;
  • высокая степень интерактивности;
  • динамичность доступа к информации;
  • возможность самоконтроля;
  • активная справочная система;
  • мультимедийность представления информации;
  • возможность многократных повторений;
  • усиление мотивации;
  • высокая наглядность;
  • развитие в процессе обучения;
  • отсутствие «ошибкобоязни»;
  • личная образовательная траектория;
  • прохождение материала в индивидуальном темпе;
  • конфиденциальность.

По своей структуре разрабатываемый курс разбит на 12 учебных модулей. Каждый учебный модуль посвящен отдельной теме. Он включает в себя 4 лекции, столько же тренингов, тестов самоконтроля (ТСК) и практических занятий, а также тематический тест (ТТ). Продолжительность каждого модуля составляет 20 учебных дней. Два учебных модуля объединяются в тематический блок, по завершении которого учащийся выполняет контрольную работу по пройденному материалу. Учебный год завершается экзаменом.

Курс поддерживается LMS MООDLE (Learning Management System Modular Object-Oriented Dinamic Learning Environment). MООDLE позволяет соединить традиционные ценности очного обучения с инфокоммуникативными технологиями и на этой основе превратить образовательную деятельность для всех участников в эффективный творческий процесс.

Содержание курса подобрано так, чтобы оно эффективно помогало реализовать поставленные учебные цели. Материал структурирован таким образом, что учащиеся, знакомясь с содержанием, одновременно усваивают этапы естественнонаучного метода познания. Рассмотрим особенности построения курса на примере третьего модуля «Электростатика. Постоянный ток». Он состоит из четырех лекций, краткое содержание которых приведено ниже.

Лекция №9 Тема. Электричество спускается с неба, или Ловим электричество
Электризация тел. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряженность поля.
Лекция №10 Тема. Плененное электричество, или Как получить много энергии в малом объеме
Плоский конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Лекция №11 Тема. Электрический театр, или Электричество получает законы
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.
Лекция №12 Тема. Вездесущее электричество, или Размышления электромонтера
Проводники, диэлектрики и полупроводники. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Материал четко структурирован. Он разбит на параграфы, разделенные контрольными вопросами, призванными помочь учащемуся осознать, все ли он понял, и в случае необходимости вернуться назад.

Материал анимирован, снабжен учебными фильмами (например, в лекции №9 предлагается 4 сюжета), что позволяет сделать изложение наглядным и привлекательным.

Следует отметить и возможность получения дополнительной информации. Этой цели служит глоссарий, где разъясняются непонятные термины, а также система гиперссылок, войдя в которую можно узнать много нового (в данной лекции – о клетке Фарадея и крутильных весах).

Лекция завершается выводами, позволяющими обобщить материал и выделить из него главное.

Для закрепления изложенного материала и лучшего осознания физической сущности изучаемых явлений, учащимся предлагаются тренинги и тесты самоконтроля.

Тренинг и тест самоконтроля (ТСК) предназначены для проверки усвоения лекционного материала. Они выполняются в режиме on-line с ограничением по времени (5-10 минут), состоят из 5 вопросов с выбором ответов, уровень сложности которых соответствует заданиям части А ЕГЭ. Вопросы тренинга не требуют числовых расчетов (к каждому ответу приводится комментарий), а при решении ТСК предполагаются простейшие устные расчеты. По каждой теме тренинга и ТСК создается по несколько вариантов заданий. Все варианты данной темы соответствуют одной спецификации, что позволяет преподавателю использовать этот материал как диагностический.

По завершении каждого модуля учащиеся выполняют тематический тест, цель которого проверить умение учащихся решать задачи разного уровня сложности по материалу данного модуля. Вариант заданий тематического теста содержит 15 задач с выбором ответов (тип А) и 5 задач с кратким конструируемым ответом (тип В). Решение теста происходит в режиме off-line. Ответы вводятся в режиме on-line. После этого учащиеся автоматически получают свой результат по 100 бальной шкале и имеют возможность просмотреть эталонное решение и как было оценено каждое задание. Преподаватель имеет возможность отслеживать результаты отдельного учащегося по каждой задаче и для группы учеников статистику по любому пункту спецификации теста. После выполнения этого теста учащиеся могут ознакомиться с эталонным решением и проанализировать свои ошибки.

Контрольная работа (КР) охватывает материал тематического блока (двух учебных модулей). Каждая КР состоит из 12 задач повышенного и высокого уровня сложности с неконфигурируемым ответом (тип С). Учащиеся представляют подробные решения традиционным способом или в цифровой форме. При обмене электронными файлами некоторые учащиеся присылают нам решение как Word документ, а другие как сканированный рукописный текст. В любом случае, каждый учащийся получает в удобной для себя форме в ответ подробную рецензию и эталонное решение КР.

В процессе выполнения заданий учащиеся могут общаться между собой на форумах (общем и частных), в чатах (общем и частных) и обмениваться личными сообщениями или вложенными файлами. Такие же возможности существуют для личного или группового общения с преподавателем. Существенно, что все материалы можно распечатать и использовать как раздаточный материал при очной форме обучения.

Практические занятия нацелены на закрепление теоретического материала и его практическое использование в реальных условиях. Их можно разделить на две части: семинар и практикум. Семинар предназначен для объяснения явлений природы, понимания физических основ работы бытовой техники, обсуждения возможностей применения знаний в производственной и социальной сферах. Общение участников возможно как в режиме on-line с использованием чатов и видеоконференций, так и в режиме off-line на основе форумов различного типа и списков рассылки. Практикум предполагает самостоятельную и групповую работу учащихся по выполнению упражнений и решению задач, а также виртуальную лабораторию.

Итак, пройдя все этапы метода научного познания, и закрепляя их вновь и вновь в каждой лекции, учащийся органически впитывает в себя саму суть метода. Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто идет без дороги». Правильно выбранный метод определяет способ построения знаний, форму практического и теоретического освоения действительности.

 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Пройдя Пробный ЕГЭ очно, не забудьте выполнить работу над ошибками. Экспресс-курс лекционно-практических занятий по математике и русскому языку поможет вам в этом.

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100