ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Статьи
Практика создания анимационных и интерактивных объектов
Статьи - Дистанционное обучение

Авторы: А.В. Андреев (aav@cdp.tti.sfedu.ru), П.С. Герасименко (gps@cdp.tti.sfedu.ru), И.С. Герасименко (gis@cdp.tti.sfedu.ru)

zip Версия для печати 458.22 Kb

Прежде, чем анимационно-интерактивный объект появится в лекции, должна пройти целая цепочка событий и процессов. В самом общем виде её можно представить в виде следующей последовательности.

  1. Формулировка задачи. Всё начинается с идеи. Это первое и самое главное, как показывает опыт, звено в процессе создание анимационно-интерактивных объектов. Можно свести формулировку задачи к ответу на вопрос: «Для чего нужен анимационно-интерактивный объект?». Однако чтобы ответить на этот вопрос корректно, желательно двигаться от необходимости введения такого объекта. Это означает, что другими средствами, доступными разработчику, решить возникшую задачу не представляется возможным или крайне затруднительно.
  2. Составление технического задания. Оформленную идею необходимо формализовать для того, чтобы техник мог представить проблему реализации в полном объёме. Исключительно важно здесь обратить внимание на степень проработки всех деталей (подсказки, варианты действий, доступные инструменты, порядок навигации и т.д.). От качества технического задания напрямую зависит качество будущего анимационно-интерактивного объекта и время его создания.
  3. Реализация анимационно-интерактивного объекта. Техник, в соответствии с выработанными стандартами создания анимационно-интерактивных объектов (цветовая гамма, элементы управления и т.д.), реализует полученное техническое задание.

Практика создания анимационно-интерактивных объектов показала, что проблемы возникают в следующих элементах: нет красивой идеи; автор идеи не осознают в полной мере возможности программной среды, в которой создаётся объект (для подобных целей нами используется Adobe Flash CS3 Professional); техническое задание не проработано в должной мере; в процессе выполнения технического задания становиться ясно, что возможный результат не стоит трудозатрат на его получение.

Пути решения этих проблем во многом определяются самими исполнителями, их стилем работы и внутренним распределением обязанностей. За два года работы были сформулированы следующие рекомендации по организации процесса создания анимационно-интерактивных объектов.

  1. Автор идей (в нашем случае преподаватель) должен иметь представление о возможностях программной среды, используемой для создания анимационно-интерактивных объектов.
  2. Автором идей может и должен выступать техник, при условии обязательного обсуждения с преподавателем.
  3. Техник должен принимать самое активное участие в процессе составления технического задания, как человек, которому предстоит придать идее материальный вид с помощью имеющегося набора инструментов.
  4. Желательно наличие в каждом курсе (математика, русский язык, физика и т.д.) человека, который хорошо владеет предметом и не менее хорошо владеет средствами разработки. Идеальный вариант – один человек для всех курсов. Это даст возможность получить систему ДО с единым стилем в рамках всех учебных курсов.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема возможности сочетания творческого элемента (то есть самостоятельной работы абитуриента) и необходимости формализации сценария работы будущего анимационно-интерактивного объекта (то есть реальность создания данного сценария во всех деталях). Основная сложность состоит в том, что процесс творчества в чистом виде не поддаётся жёсткой логике, что теоретически делает невозможным реализацию такого рода мультимедиа объектов. Однако возможен компромисс, то есть понимание творчества, как самостоятельного повторения некоторого заранее известного алгоритма с получением результата в финальной части.

В плоскости практической реализации анимационных и интерактивных объектов с элементами творчества программа Flash предоставляет ряд интересных возможностей. Нами уже применялись следующие анимационно-интерактивные элементы [1].

  1. Непошаговая анимация: используется для представления процесса, который невозможно или нецелесообразно рассматривать пошагово. Такая анимация не меняет вид деятельности, она направлена на восприятие информации с незначительным управлением. Мышление задействуется в сравнительно небольшой степени.
    Для всех объектов данного типа разработан стандартный элемент управления воспроизведением. Элемент управления удовлетворяет следующим требованиям:
    возможность включения воспроизведения;
    возможность паузы;
    возможность перемотки;
    при наличии звукового сопровождения – возможность управления уровнем громкости.
  2. Пошаговая анимация: используется для представления какого-то процесса, который разбит на определенные, логически законченные шаги. Такой объект лучше простой непошаговой анимации, т.к. дает больше возможностей ученику по работе с ним, а соответственно улучшает усвоение предлагаемого материала. В роцессе работы с такой анимацией частично меняется вид деятельности, в большей степени, в сравнении с непошаговой анимацией, задействуется мышление ученика.
    Пошаговая анимация также является управляемой. Элемент управления для пошаговой анимации должен соответствовать следующим рекомендациям: рис. 1
  3. должно быть указано общее количество шагов;
    должно быть показано, какие шаги уже прошли и на каком сейчас находимся;
    должна быть возможность отображения поясняющей информации о переходе между соответствующими шагами;
    должна быть возможность воспроизведения всей анимации без дополнительного участия пользователя, соответственно, должна быть возможность остановки. Пользователь должен иметь возможность запустить и просмотреть весь ролик (с индикацией всех процессов) без "кликанья" на каждый шаг.
  4. Наглядность + экономия места: часто бывает так, что необходимо привести достаточно много примеров либо наглядно и компактно отобразить информацию. В таких случаях очень удобно использовать интерактивные объекты (рис.1).
  5. Конструктор: позволяет изменить вид деятельности, в большей степени задействует мышление ученика по сравнению с пошаговой анимацией и в особенности с непошаговой. Конструктор является типичным примером организации деятельностного обучения (рис. 2). рис. 2
    Конструктор содержит несобранное поле для заполнения и поле перемешанных элементов, которые необходимо разместить в соответствующих местах (возможно, в соответствующем порядке) в поле для заполнения. Таким образом, можно собирать слово (из разных частей), можно заполнять какое-то подобие таблицы, можно собирать какую-то иерархическую структуру и т.п. Общие рекомендации к конструктору:
    необходимо наличие несобранного поля для заполнения, на котором должны быть обозначены места, куда надо перетаскивать элементы;
    обязательно наличие поля перемешанных элементов, которые необходимо последовательно перетащить в соответствующие места поля заполнения;
    наличие обратной связи: либо при первом же неправильном шаге, либо в конце, если сборка неверна, все рассыпается в начальное состояние с уведомлением о неправильности сборки. Постепенно обратная связь должна видоизменяться: с какого-то этапа должны появляться дополнительные сведения (подсказки), упрощающие процесс сборки, чтобы ученик не зациклился на неправильных сборках, так никогда и не дойдя до правильной.
  6. Упражнения: интерактивные элементы также удобно использовать в качестве тренировочных после изучения теоретического материала (рис. 3). Основные возможности, которые можно реализовать в данном типе интерактивных объектов следующие:
    выбор какого-либо варианта (слова, ответа, предложения и т.д.);
    ввод текста;
    рис. 3

Приведём некоторые особенности данного анимационно-интерактивного элемента. Во-первых, в поле ввода объекта может находиться некоторый вариант ответа, который нужно править, или же текст, в который нужно внести какие-то дополнения (например, поставить знаки препинания в предложении или обозначить его структуру). Во-вторых, анимационно-интерактивный объект может быть размещён непосредственно в тексте параграфа. Это необходимо в том случае, когда ответ должен остаться в качестве примера, сделанного самим учащимся, а такой пример запомнится гораздо лучше, чем просто написанный. В-третьих, возможна самая разнообразная реакция анимационно-интерактивного объекта на введенное значение и другие действия абитуриента (например, изменение графика функции при изменении числовых коэффициентов в её аналитической записи).

Приведенные типы анимационно-интерактивных объектов в разной степени помогают решить проблемы, связанные с осуществлением деятельностного обучения. Основное достоинство таких элементов – непосредственное участие ученика в получении информации или результата, что, в конечном счёте, напрямую влияет на качество подготовки учащихся.

 

Литература

1. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146с. (c. 74 - 80)

 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Задать вопрос, обсудить интересные новости теперь можно просто воспользовавшись системой комментариев

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100