ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Статьи
Роль тренингов в процессе обучения русскому языку
Статьи - Методика обучения

Авторы: С.В.Андреева (msv@cdp.tti.sfedu.ru)

zip Версия для печати 377.30 Kb

Одним из важнейших аспектов методической работы является поиск не только более эффективных способов организации каждого компонента учебного процесса, но и каждого конкретного вида учебной деятельности, к которым относится и поиск рациональных путей совершенствования работы над ошибками школьников. Современная дидактика и частные методики доказывают, что работа над ошибками не просто полезна, но и необходима. Однако в большинстве работ предлагаются рекомендации учителям по устранению ошибок и лишь небольшое количество исследований посвящено самостоятельной работе школьников над ошибками. А между тем самоконтроль играет ведущую роль в процессе обучения, так как именно самостоятельная работа учащихся над ошибками обеспечивает более осознанный их анализ и анализ собственных действий по решению конкретной задачи, что оказывает благоприятное влияние на качество получаемых знаний и стимулирует развитие логического мышления. Следовательно, возникает необходимость в поиске путей формирования и развития самостоятельной деятельности учащихся посредством специальных приемов, различных форм организации учебной работы.

В качестве одной из таких форм нами были разработаны обучающие тесты, которые получили название «тренинги». На наш взгляд, это название наиболее точно отражает специфику таких тестов, так как обучающий тест – это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения небольших по объему аспектов содержания обучения, которые предполагают предоставление ученику возможности анализа и, возможно, исправления своих ошибок. Под тренингом понимается форма активного обучения, целью которого является обогащение знаниями, развитие конкретных умений и навыков. Данные тесты создаются для системы дистанционного обучения, которая также используется нами в качестве поддержки очных занятий [1].

Разрабатывая тренинги по русскому языку, мы ставили основной задачей заложить в них типичные ошибки, которые допускают учащиеся в процессе выполнения заданий по той или иной теме, а также сконцентрировать внимание учащихся на самых важных моментах темы. Комментарий преподавателя, который дается ко всем дистракторам, позволяет учащемуся не только увидеть ошибку, но и осознать причину, по которой он ее допустил, а также сразу ее исправить. Учащемуся не нужно сразу выполнять все задания такого теста, он может контролировать себя по мере выполнения каждого задания, причем количество попыток на выполнение каждого задания не ограничено. Также преподаватель самостоятельно определяет оценку (высшую, среднюю, по первой или по последней попытке), которую получит учащийся в ходе выполнения этих попыток, и предусматривает систему штрафов, которые начисляются (или не начисляются) в случае ошибочных ответов.

Рассмотрим одно из заданий тренинга по теме «Морфемика» (рис.1). Учащимся предлагается 8 слов, среди которых нужно обнаружить те, которые состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания. Естественно, что типичными ошибками в ходе выполнения подобных заданий являются следующие:

  • нахождение окончаний в неизменяемых частях речи;
  • неверное выделение суффиксов причастий;
  • потеря суффикса [j] в словах типа «бездорожье», «Приморье» и т.п.

Следовательно, все эти ошибки мы и должны заложить в дистракторы.

image001

В том случае, если учащийся выбирает неверный вариант ответа, учитель с помощью комментария обращает его внимание на причину ошибки.

После того как учащиеся выполнят тренинг, учитель может посмотреть подробный анализ деятельности каждого ученика (рис.2).

image002

В приведенном случае видно, что учащийся при выполнении данного задания использовал 7 попыток, при этом подробно показано, какие именно варианты ответов выбирались, также видно, что ученик в конечном итоге пришел к верному ответу, но с учетом предыдущих штрафов не получил ни одного балла.

Для учителя трудоемко только первоначальное создание подобных небольших тестов. Далее они работают автоматически, давая ученикам большое количество материала для анализа своих ошибок, проверки знаний, отработки простых навыков. Преподаватель же в свою очередь получает большое количество информации о типичных ошибках учеников, пробелах в их знаниях, что потом может легко и эффективно использовать на очных занятиях.

Таким образом, если в процессе обучения русскому языку целенаправленно и систематически организовывать работу учащихся над типичными ошибками посредством тестов-тренингов, то это будет способствовать повышению качества подготовки учащихся по данному предмету.

 

Литература

1. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Использование дистанционных технологий в очном обучении. // Информационные технологии в науке и образовании. Материалы международной научно-практической интернет-конференции и семинара «Применение Moodle в сетевом обучении», 28-30 марта 2007г., Железноводск. (с.7-8).

 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Пробный ЕГЭ онлайн - самый точный способ проверить свой уровень подготовки к ЕГЭ. Составленная на основе демо вариантов 2010 года, она является частью программы "Репетиционный сезон ЕГЭ-2010".

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100