ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Статьи
Лекция с элементами деятельности
Статьи - Дистанционное обучение

Авторы: Андреев А.В. (aav@cdp.tti.sfedu.ru), Андреева С.В. (mailto:msv@cdp.tti.sfedu.ru.ru), Доценко И.Б. (dib@cdp.tti.sfedu.ru

zip Версия для печати 380.04 Kb

Электронное обучение может быть эффективным только в том случае, если будет выгодно отличаться от традиционного. Например, простой перевод материала обыкновенного учебника в электронный вид не только не предоставляет никаких преимуществ, но и имеет свои недостатки: большие объемы текстовых материалов сложно воспринимаются с экрана монитора. В связи с этим при проектировании концепции электронного вида материалов сотрудники Центра довузовской подготовки ТТИ ЮФУ сконцентрировались на решении следующих задач:

  • предоставление ученикам возможности асинхронной работы с материалом, в связи с чем мы отказались от представления материалов в виде мультимедийных роликов и выбрали гипертекстовое представление;
  • предоставление ученику возможности самому управлять глубиной погружения в тему, в связи с чем материал разбивается на основной (обязательный к изучению, покрывающий образовательный стандарт) и дополнительный, выстраивается удобная навигация между ними;
  • снижение отрицательного эффекта чтения текстов с экрана за счет сокращения объемов текста и оснащения его иллюстративным материалом;
  • переход от простого чтения текстов с экрана к активной деятельности, для чего лекции насыщаются интерактивными деятельностными элементами и вопросами между параграфами.

Результатом реализации этих задач явился сценарий использования деятельностного модуля «Лекция» системы управления обучением Moodle, представленный в настоящей статье.

Лекция с элементами деятельности состоит из параграфов с теоретическим материалом и страниц с вопросами между параграфами (см. рисунок).

Схема лекции с элементами деятельности

 

Общие рекомендации для лекции

  1. Название лекции: одной фразой, кратко (до 5 слов), уникально.
  2. Аннотация: должна дать ученику представление о содержании лекции, мотивировать его на изучение лекции. Это интегральная (обобщающая) характеристика лекции. Аннотация должна быть максимально краткой.
  3. Размер: оптимальный объем лекции 3-5 параграфов, наличие более 7 параграфов нежелательно, более 9 - недопустимо.

Рекомендации для параграфов лекции

  1. Краткость и наглядность: текст необходимо излагать кратко и иллюстрировать наглядным материалом (рисунки, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.);
  2. Размер: размер одного параграфа не должен превышать двух экранов размером 1280х1024 (стандартный жидкокристаллический 17'' или 19'' монитор);
  3. Смена вида деятельности: в каждом параграфе лекции должна присутствовать смена вида деятельности. Наилучший вариант - 1 интерактивный элемент в каждом параграфе. Этот элемент не должен являться просто наглядным материалом, он должен быть направлен на вовлечение учащегося в деятельность;
  4. Обоснованность: каждый анимационный и/или интерактивный инструмент должен использоваться обоснованно. Не должно быть "мультимедиа ради мультимедиа".
  5. Акцентирование: рекомендуется использовать дополнительное оформление для примеров и замечаний. Например:
  6. Замечание. Используйте оформление песочного цвета в тех случаях, если для контента могут быть употреблены вводные слова "Обратите внимание, ..."

    Пример. Не стоит злоупотреблять оформлением зеленого цвета. Используйте его в тех случаях, если для контента может быть употреблено вводное слово "например, ..."

  7. Дополнительный материал: регулировать размер параграфа можно вынесением необязательного для изучения материала в дополнительный. При этом еще одна очень важная функция дополнительного материала: выстраивание индивидуальной образовательной траектории - ученик сам выбирает глубину погружения в тему. Дополнительный материал можно преподносить ученику следующим образом:
    • ­Примечания: используются для создания краткой текстовой вспомогательной информации. Оптимальный объем - 50-100 символов, предельный - 300. Реализуется путем создания пустой гиперссылки для символов примечания. Например, слово**. При наведении курсора на символы ** всплывает само примечание. В качестве адреса ссылки задана пустая ссылка "http://".
    • Гиперссылки: осуществляют переход по ключевому слову к скрытому фрагменту лекции. Гиперссылка должна иметь название и аннотацию. Аннотация появляется в окне подсказки при наведении курсора на ключевое слово. Гиперссылка «назад» открывает доступ к одному параграфу из предыдущих лекций. Гиперссылка «вглубь» позволяет структурировать материал данной лекции. Создавать гиперссылки внутри гиперссылки не рекомендуется. Возможные варианты гиперссылок "вглубь":
      • это интересно;
      • первоисточники;
      • исследуем проблему;
      • экскурс в историю;
      • видеоматериалы.
    • ­ Глоссарий: в глоссарий выносятся термины, необходимые для понимания лекции. Необходимо только заполнение глоссария и, возможно, небольшая дополнительная работа по управлению автосвязыванием. Все концепции глоссария во всем курсе будут автоматически связываться. Возможные категории глоссария:
      • общие термины;
      • аббревиатуры;
      • специальные термины;
      • справочник персоналий.

Рекомендации к страницам с вопросами

  1. Количество: лекция должна содержать как минимум один вопрос после первого параграфа и не менее двух вопросов после каждого последующего, один из которых по текущему параграфу, а остальные- по предыдущим.
  2. Сложность: вопросы не должны выходить за рамки уже изученных лекций. Наилучший вариант, если ответ на вопрос содержится в параграфе.
  3. Дистракторы: для вопросов типов "В закрытой форме (множественный выбор)" и "Короткий ответ" обязателен подбор дистракторов, отражающих типичные ошибки.
  4. Комментарии:к каждому дистрактору необходимо подбирать комментарий, который поможет ребенку осознать свою ошибку.

Таким образом, подача материала в форме «Лекции с элементами деятельности» позволяет эффективно реализовать индивидуальную траекторию ученика при изучении материала, облегчает ему многократное повторение, дает учителю инструмент для изучения активности ученика при работе с теоретическим материалом.

 

 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Воспользуйтесь картой сайта или функцией «Поиск» для быстрого перехода к интересующей вас информации.

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100