ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Статьи
Организация предпрофильной подготовки учащихся по физике в системе дистанционного обучения
Статьи - Дистанционное обучение

Автор: Доценко И.Б. (dib@cdp.tti.sfedu.ru), Матюшкина Л.В., Якунина О.Б. (olga_ob@cdp.tti.sfedu.ru)

 zip Версия для печати 525.56 Kb

Физика относится к тем фундаментальным предметам, без изучения которых невозможно формирование мышления современного человека, и без освоения которых нельзя стать специалистом XXI века, способным создавать новую технику и наукоемкие технологии. Становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в РФ. Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Помочь учащемуся сделать этот выбор призван предпрофильный курс «Физика вокруг нас».

Цели дистанционного предпрофильного курса «Физика вокруг нас» следующие:

  • заинтересовать учащихся точными науками, являющимися фундаментом научно-технического прогресса;
  • увлечь учащихся физикой, как интереснейшей наукой, научить их наблюдать, планировать и проводить экспериментальные исследования, выдвигать гипотезы, анализировать происходящие явления, понимать их суть, строить модели, позволяющие их описывать;
  • развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся, научить их думать и делать правильные выводы и обобщения;
  • создать надёжную основу для дальнейшего профильного и углубленного изучения физики путем освоения знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях и методах научного познания природы; дать учащимся прочные знания и научить применять их для решения физических задач;
  • научить применять полученные знания в повседневной жизни.

Дистанционная форма обучения предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов.

Основными преимуществами системы дистанционного образования (СДО) являются:

  • доступность;
  • модульность;
  • высокая степень интерактивности;
  • динамичность доступа к информации;
  • возможность самоконтроля;
  • активная справочная система;
  • мультимедийность представления информации;
  • возможность многократных повторении;
  • усиление мотивации
  • высокая наглядность;
  • развитие в процессе обучения;
  • отсутствие "ошибкобоязни" ;
  • выбор личной образовательной траектории;
  • возможность прохождения материала в индивидуальном темпе;
  • конфиденциальность;

Структура курса

По своей структуре разрабатываемый курс разбит на 12 учебных модулей. Каждый учебный модуль посвящен отдельной теме. Он включает в себя 4 лекции, столько же тренингов, тестов самоконтроля (ТСК) и практических занятий, а также тематический тест. Два учебных модуля объединяются в тематический блок, по завершении которого учащийся выполняет контрольную работу по пройденному материалу. Продолжительность каждого тематического блока составляет 40 учебных дней. Учебный год завершается экзаменом.

Изображение

В процессе выполнения заданий учащиеся могут общаться между собой на форумах (общем и частных), в чатах (общем и частных) и обмениваться личными сообщениями или вложенными файлами. Такие же возможности существуют для личного или группового общения с преподавателем. Существенно, что все материалы можно распечатать и использовать как раздаточный материал при очной форме обучения.

Курс поддерживается LMS MООDLE (Learning Management System Modular Object-Oriented Dinamic Learning Environment). MООDLE позволяет соединить традиционные ценности очного обучения с инфокоммуникативными технологиями и на этой основе превратить образовательную деятельность для всех участников в эффективный творческий процесс.

Содержание курса

Содержание курса подобрано так, чтобы оно эффективно помогало реализовать поставленные учебные цели. Материал структурирован таким образом, что учащиеся, знакомясь с содержанием, одновременно усваивают этапы естественнонаучного метода познания. Рассмотрим особенности построения курса на примере одной из лекций.

Фрагменты лекции

Комментарии

 Лекция №5

О жидком металле и твердом кислороде,
или Почему мир таков, каким мы его видим

Уже название лекции нетрадиционно. Выбор такого названия позволяет вызвать интерес ребенка, мотивировать его на дальнейшее погружение в тему. Все это способствует созданию психологической готовности ребенка к освоению нового.

 План лекции

  1. О нормальных условиях.
  2. Процесс плавления.
  3. Удельная теплота плавления
  4. Переохлажденные жидкости
  5. Влияние давления на температуру плавления
Сообщение плана позволяет ученику представить ученику структуру лекции и логику подачи материала

 Аннотация
Рассматриваются процессы перехода вещества из твердого состояния в жидкое и обратно

Аннотация не дублирует лекционный план. Аннотация - это интегральная (обобщенная) характеристика лекции, тогда как лекционный план - это дифференциация содержания.

 1. О нормальных условиях

"Жидкий металл", "твердый кислород"... Не правда ли - странное сочетание слов? Наш повседневный опыт подсказывает, что такого не может быть. Однако...

Заинтересовав ребенка, "зацепив" его, мы начинаем познание нового, опираясь на его непосредственный жизненный опыт.
Наблюдение 1. Если разбить ртутный термометр, мы увидим капельки ртути. Ртуть - металл, и в то же время - жидкость! Так что с одним жидким металлом вы уже знакомы!
Наблюдение 2. Загляните в жаркий день в ящик продавца мороженого. Если вам повезет, вы сможете увидеть большие бруски "сухого льда", который не тает (в отличие от обыкновенного льда), а сразу же испаряется. Но пока "сухой лед" не испарится, мороженое не растает! Чтобы было ясно, какое отношение имеет "сухой лед" к нашему разговору, поясним, что на самом деле - это твердая углекислота, т.е. в нашем понимании - газ!
Мы помогаем осознать и почувствовать, что на первом этапе научного познания обязательно присутствует наблюдение. Ребенок на практике осознает, что основой познания мира являются экспериментальные методы. Развитие наблюдательности помогает глубоко и всесторонне изучить то или иное явление.
Наблюдение 3. Если положить в кастрюльку кусок льда и поставить ее на огонь, то можно наблюдать следующие превращения:
  • лед нагревается,
  • лед тает, превращается в воду,
  • нагревается вода,
  • вода кипит, превращается в пар.
  • Если мы будем измерять температуру в процессе превращения льда в воду, а затем в пар, мы получим следующую кривую [1]:
  • Изображение
На следующем этапе метода научного познания простейший вид наблюдения - созерцание - уступает место научному наблюдению, которое всегда целенаправленно, сознательно организовано, его результаты можно каким-либо способом записать, измерить. Такого вида наблюдения также присутствуют в лекции.
? Возникает вопрос: а любое ли вещество претерпевает такие превращения при изменении внешних условий?
Наблюдение 4. Если взять кусочек олова (можно и оловянного припоя!) и прикоснуться к нему горячим паяльником, олово сразу же расплавится.
Изменение условий.
Гипотеза: любое вещество может переходить из одного агрегатного состояния в другое, необходимо только создать соответствующие условия. Следующим этапом метода научного познания является выдвижение гипотезы, позволяющей объяснить накопленные факты.
...Вспомним, что же происходит при повышении температуры? По мере возрастания температуры молекулы движутся все интенсивнее и, наконец, наступает такой момент, когда поддержание порядка среди сильно «раскачавшихся» молекул становится невозможным - тело начинает плавиться. Рассуждения на эту тему (привлекаются имеющиеся у ученика знания, в частности МКТ) приводят к формулированию основных положений теории, позволяющей объяснить переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Плавление и отвердевание тел часто изображают графически. Рассмотрим один из таких графиков. Пусть, например, кусочек свинца положили в ложку и поместили над горелкой. Учащийся знакомится с разными способами представления информации.

На участке AB горелка не была зажжена, и свинец имел комнатную температуру, 20 °С. На этапе BC твердый свинец постепенно прогревался, и вскоре его температура достигла температуры плавления, 327 °С. Затем он начал плавиться, и в ложке одновременно сосуществовали твердый и жидкий свинец (участок CD). После окончания этапа температура свинца вновь стала повышаться, так как пламя все еще продолжало гореть
article_img_3

 

 



(участок DE).
В момент времени, соответствующий точке E, горелку погасили, и температура жидкого свинца начала понижаться (участок EF). Как видите, остывание происходило медленнее, чем нагревание (сравните наклон участков EF и DE). В точке F температура расплава достигла 327°С и длительное время оставалась постоянной, так как происходила кристаллизация. Следовательно, на участке FG сосуществуют жидкий и твердый свинец. Наконец, на участке GH остывает (отдает теплоту) уже твердый свинец.

На этом этапе обсуждается возможность экспериментальной проверки теоретических предпосылок и преимущества построения графического образа явления.

Применение теоретических построений позволяет сформировать понятия об удельной теплоте плавления, о температуре плавления, обсудить вопрос о существовании переохлажденной жидкости и жидкого кристалла.

Материал четко структурирован. Он разбит на параграфы, разделенные контрольными вопросами, призванными помочь учащемуся осознать, все ли он понял, и в случае необходимости вернуться назад.

Материал анимирован, снабжен учебными фильмами (в данной лекции это - «Таяние льда»), что позволяет сделать изложение наглядным и привлекательным.

Следует отметить и возможность получения дополнительной информации. Этой цели служит система гиперссылок, разъясняющих непонятные термины, а также глоссарий, войдя в который можно узнать много нового (в данной лекции - о получении и применении жидких кристаллов, монокристаллов).

Лекция завершается выводами, позволяющими обобщить материал и выделить из него главное.

Итак, пройдя все этапы метода научного познания, и закрепляя их вновь и вновь в каждой лекции, учащийся органически впитывает в себя саму суть естественнонаучного метода познания. Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто идет без дороги». Правильно выбранный метод определяет способ построения знаний, форму практического и теоретического освоения действительности.

Используемые программы

  1. «Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11», ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
  2. http://www.fizika.ru/
 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Задать вопрос, обсудить интересные новости теперь можно просто воспользовавшись системой комментариев

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100