ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Статьи
Возможные модели организации предпрофильной подготовки и профильного обучения с использованием ИКТ
Статьи - Дистанционное обучение

Автор: Доценко И.Б. (dib@cdp.tti.sfedu.ru), Андреев А.В. (aav@cdp.tti.sfedu.ru), Андреева С.В. (msv@cdp.tti.sfedu.ru), Якунина О.Б. (olga_ob@cdp.tti.sfedu.ru)

zip Версия для печати 323.36 Kb

Происходящее в настоящее время изменение парадигмы образования существенно и неизбежно корректирует образовательную практику. Не претендуя на детальный анализ ситуации, можно, по нашему мнению, выделить две основные тенденции развития. Во-первых, стремительно нарастает личностно-развивающий аспект образования. Это означает, что статус учащегося как субъекта образовательного процесса повышается до равноправного участника и возможно далее, в зависимости от его мотивации и достигнутых результатов. При этом статус преподавателя также меняется кардинально. Он перестает быть эксклюзивным источником информации и верховным арбитром. Теперь его функции связаны с организацией и поддержкой самостоятельной когнитивной деятельности учащихся, своего общения с ними и каждым из них, а также коллективной учебной работы учащихся. Изменение ролевой функции преподавателя влечет за собой расширение списка необходимых ему ключевых компетенций. В частности, требуются понимание закономерностей когнитивной психологии, владение навыками педагогического проектирования и достаточное компьютерное мастерство. Последнее связано со второй тенденцией - активным внедрением современных инфокоммуникативных технологий (ИКТ) в образовательную среду.

Построение учебного процесса на основе ИКТ с подключением дополнительных возможностей электронных источников информации и телекоммуникационных сетей (локальных и глобальных) предоставляет учащимся и преподавателям широкий спектр новых инструментов и технологий и требует, как следствие, решения трех взаимосвязанных задач:

  1. Подбор необходимого набора инструментов для создания информационно-образовательной среды (ИОС) и работы с ней [1].
  2. Разработка контента ИОС с учетом педагогического дизайна [2].
  3. Построение моделей использования ИОС в учебном процессе и повышение ИКТ компетентности сотрудников.

В данной статье представлен опыт решения поставленных проблем, накопленный в Центре довузовской подготовки Таганрогского технологического института Южного федерального университета в процессе дополнительного обучения школьников по программам предпрофильной подготовки, профильного обучения и подготовки к ЕГЭ.

Первая проблема решена нами за счет внедрения LMS MOODLE (Learning Management System Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), спроектированной в соответствии с педагогикой социального конструкционизма и обладающей широким спектром возможностей [3].

Данная образовательная среда позволяет создавать законченные лекционно-практические курсы c нелинейной навигацией, оснащенные мультимедийными средствами и интерактивом. Система насыщена большим количеством ресурсов, позволяющих загружать на сервер готовые файлы, создавать их непосредственно в MOODLE, а также использовать ссылки на каталоги и Web-страницы. Все это расширяет информационные возможности создаваемых образовательных продуктов. Учебные курсы могут быть насыщены разнообразными элементами, такими как: анкета, вики, глоссарий, задание, лекция, опрос, пояснение, семинар, тест.

Важным компонентом информационно-образовательной среды, создаваемой на основе MOODLE, является коммуникативность. Основными средствами, позволяющими учащимся общаться со своими преподавателями, а также между собой, являются: форум, чат, электронная почта, обмен вложенными файлами и личными сообщениями. Возможности MOODLE позволяют реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга), интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия) и коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).

При проектировании учебных курсов мы использовали модульный принцип построения контента, а в качестве элементов курса нами выбраны: лекция, тренинг, тест самоконтроля, практическое занятие, диагностический тест, творческое задание, контрольная работа [4]. Наполняя эти элементы учебным материалом, мы пытаемся предусматривать разнообразные интерактивные формы ученической деятельности, чтобы создать интерес к обучению и ощущение постоянной поддержки со стороны преподавателей и системы в целом [5].

Создаваемая нами информационно-образовательная среда обладает значительными потенциальными возможностями. В настоящее время мы уже проводим обучение русскому языку, математике и физике по трем образовательным программам: предпрофильная подготовка, профильное обучение и подготовка к ЕГЭ. В стадии разработки учебные курсы по истории России, информатике, химии и английскому языку. Мы стремимся обеспечить «неразрывность» личной образовательной траектории каждого учащегося за счет достижения ими требуемого уровня базовых знаний и ключевых компетенций при переходе от одного учебного модуля к другому. При этом учащиеся имеют возможность самостоятельно выстраивать личную образовательную траекторию. Внутри курса эта возможность обеспечивается элементами нелинейной навигации, а на уровне учебного плана - выбором учебных курсов, образовательной программы и формы обучения, то есть модели использования ИОС в учебном процессе.

Построение учебного процесса с использованием ИКТ осуществляется нами в рамках трех основных моделей. Первая из них - модель «Дистанционное обучение». Главной особенностью модели является не сам факт пространственного разъединения преподавателя и ученика, а то обстоятельство, что их совместная учебная деятельность происходит только в виртуальной информационно-образовательной среде.

Основной структурной единицей каждого курса является учебный модуль. Курсы программ «Предпрофильная подготовка» и «Подготовка к ЕГЭ» состоят из 12 модулей. Курсы в рамках программы «Профильное обучение» содержат 24 учебных модуля.

Каждый учебный модуль включает в себя 4 лекции, объединенные общей тематикой. Содержание лекции структурировано за счет разбиения материала на отдельные параграфы, представляющие собой самостоятельные логические страницы, размещаемые в сети. Каждая страница является интерактивной и может содержать различные элементы нелинейной навигации и мультимедиа. Материал строится таким образом, чтобы в основе обучения лежал деятельностный подход, то есть в каждом параграфе должно содержаться какое-либо задание, понуждающее учащегося к диалогу с обучающей средой. Переход от одного параграфа к другому является условным. Последовательность переходов настраивается автором лекции в зависимости от ответов на контрольные вопросы между параграфами.

После лекции учащийся может пройти тренинг, который помогает сконцентрировать внимание учащегося на самых важных моментах лекции. От обычного теста тренинг отличается тем, что ко всем ответам (правильным и неправильным) дается комментарий преподавателя, что позволяет учащемуся не только увидеть ошибки, но и исправить их, поняв причину, по которой они совершены.

Следующий вид деятельности учащегося в образовательной среде - это тест самоконтроля (ТСК). Он состоит из 10-15 вопросов, выполняется в режиме on-line и ограничен по времени 10-15 минутами. Он предназначен для закрепления лекционного материале на уровнях усвоения «узнавание» и «воспроизведение» [6].

Практические занятия нацелены на закрепление теоретического материала и его практическое использование в реальных условиях. В каждом практическом занятии можно выделить две части: семинар и практикум. Семинар предназначен для обсуждения теоретического материала. Общение участников возможно как в режиме on-line с использованием чатов, так и в режиме off-line на основе форумов различного типа и списков рассылки.

Практикум предполагает самостоятельную и групповую работу учащихся по выполнению упражнений, практическому применению знаний и проведению деловых игр, направленных на формирование ключевых компетенций. По нашему мнению, практические занятия - это самый сложный и в то же время ключевой элемент системы дистанционного обучения, требующий особого профессионализма как на этапе создания, так и во время проведения занятий.

В течение учебного модуля учащемуся предлагается выполнить тематический тест, охватывающий материал модуля в целом. Тест включает в себя более сложные задания по сравнению с тренингом и ТСК. Он содержит задания с выбором ответа и задания с кратким конструируемым ответом и предназначен для проверки усвоения учебного материала на уровне «применение». После введения ответов в режиме on-line учащийся автоматически получает свой результат по 100-балльной шкале и имеет возможность просмотреть, как было оценено каждое задание. Кроме того, ему открывается доступ к файлу с подробным решением теста.

Два учебных модуля объединяются в один тематический блок, на протяжении которого учащийся выполняет контрольную работу по тематике обоих модулей. Она состоит из заданий повышенного и высокого уровня сложности с неконфигурируемым ответом. Учащиеся предоставляют подробные решения в электронном виде либо в формате Word, либо как сканированный рукописный текст. В любом случае, каждый учащийся получает в удобной для себя форме подробную рецензию и эталонный вариант решения контрольной работы.

В процессе выполнения заданий учащиеся могут общаться между собой на форумах (общем и частных), чатах и обмениваться личными сообщениями или вложенными файлами. Такие же возможности существуют для личного или группового общения с преподавателем. Получив эталонное решение, учащиеся имеют возможность его прокомментировать или обсудить, сделать свои замечания, задать вопросы друг другу и преподавателю.

Вторая используемая нами модель построения учебного процесса с использованием ИКТ - это модель «Смешанное обучение». Структурно данная модель напоминает предыдущую, но дополняется очным общением преподавателя Центра довузовской подготовки с учащимися по строго определенному расписанию. Сроки выполнения всех видов учебной деятельности регулируются преподавателем.

Внедрение ИКТ в очном обучении может существенно повысить качество образования, особенно на профильном уровне, предполагающем значительную самостоятельную работу учащихся. Использование ресурсов ИОС позволяет поднять эффективность ученической деятельности на этапе подготовки к занятию, во время и после его проведения. На достижение максимального эффекта должны согласованно работать три фактора: увеличение времени активной деятельности учащегося, рост производительности учебной деятельности, изменение характера учебной деятельности в сторону самостоятельного добывания знаний и интеллектуальных умений.

Преподаватель получает возможность во время занятий сосредоточиться на творческих заданиях, развивающих ключевые компетенции, автоматизировать рутинную часть своей работы, отслеживать, корректировать и стимулировать деятельность каждого учащегося в реальном масштабе времени. В частности, при работе учеников с лекцией преподаватель видит, была ли она прочитана, открывал ли ученик файлы с дополнительными материалами, как он отвечал на контрольные вопросы внутри лекции, как выполнил тренинг. Эта статистика приводится не только по каждому учащемуся, но и по группе в целом, что позволяет сразу увидеть и обсудить возникающие проблемы и типичные ошибки.

Тест самоконтроля может выполняться в аудитории, поскольку не требует много времени для своего проведения. Однако перенесение этого вида работы в дистанционную форму предоставляет дополнительный резерв времени. Тематический тест учащиеся скачивают самостоятельно и выполняют в режиме off-line и затем вводят ответы в систему. Преподавателю нет необходимости тратить свое время на проверку тестов, он автоматически получает подробный анализ. Важно отметить, что все варианты заданий теста по данной теме выполнены на основании одной спецификации, что делает тест диагностическим и дает преподавателю возможность точной коррекции знаний учащихся.

На протяжении учебного модуля учащиеся, помимо тематического теста, выполняют творческое задание. Для представления своего результата и обсуждения результата других мы используем специальный форум «вопрос - ответ». При этом каждый учащийся может увидеть, что сделали остальные только после того, как представит свое решение поставленной проблемы. Это одна из наиболее сложных форм работы, так как предполагает со стороны учащихся значительную мотивацию, ответственность и умение работать самостоятельно.

Еще одна инновационная схема использования ИОС в учебном процессе реализуется в рамках модели «Коллективный ученик». Эта модель ориентирована на достижение социального партнерства учреждений различных уровней образования, что очень важно для реализации сетевого варианта профильного обучения. При этом предполагается, что обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и системного привлечения образовательных возможностей других образовательных учреждений, образующих совместный ресурсный центр.

В нашем случае такой ресурсный центр образован на базе Центра довузовской подготовки ТТИ ЮФУ. Это позволило привлечь к разработке информационно-образовательной среды профильного обучения и предпрофильной подготовки достаточно большое количество вузовских преподавателей высшей квалификации и наиболее квалифицированных учителей школ, заинтересованных в переходе на профильное обучение. Кроме того, были задействованы существенные материальные и технические возможности Таганрогского технологического института Южного федерального университета.

Реализация данной технологической схемы отличается от предыдущей (модель «Смешанное обучение») тем, что учебную группу составляет традиционный класс, или его часть, вместе со своим школьным учителем. Они сочетают очное обучение в школе с работой в виртуальной информационно-образовательной среде ресурсного центра. В компетенции учителя находится проблема выбора элементов ИОС и порядок их использования для каждого ученика. То есть в его руках появляется реальный инструмент выстраивания совместно с учеником его личной образовательной траектории.

Очевидно, что сетевые формы организации профильного обучения в рамках модели «Коллективный ученик» не будут простыми в плане реализации и потребуют серьезных изменений нормативно-правового характера. Например, необходимо разработать процедуру бюджетного финансирования партнеров по сети и отнесения школьников к контингенту обучаемых конкретных учебных заведений внутри сети. Без этого довузовские структуры могут оказывать только дополнительные образовательные услуги, что и происходит в настоящее время.

Другой комплекс проблем носит технический характер. В частности, необходимы телекоммуникационные сети высокого качества, соединяющие всех участников проекта с ресурсным центром. В настоящее время большие надежды связаны с подключением всех Российских школ к сети Интернет. Не отрицая важности этого шага, мы полагаем, что он не решает кардинально проблему, так как не предоставляет возможности одновременно получать скоростной доступ для большого числа учащихся одной школы. Реально можно говорить о том, что учителя и, возможно, отдельные учащиеся уже получили возможность использовать ресурсы глобальной сети в ограниченном режиме для подготовки к занятиям. Для массового подключения учащихся к сетевым ресурсам, по-нашему мнению, необходимо развивать в школах локальные сети, а затем соединять их с ресурсным центром по схеме Интранет или Экстранет.

Литература

  1. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. - М.:«Кудиц-образ», 2005, - 640 с.
  2. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.М. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004, - 216 с.
  3. Андреев А.В., Андреева С.В., Бокарева Т.А., Доценко И.Б. Новые педагогические технологии: система дистанционного обучения MOODLE // Научно-методический журнал «Открытое и дистанционное образование». - 2006, №3(23), с. 5 - 7.
  4. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Опыт создания учебных курсов в системе дистанционного обучения // Сборник трудов Международной конференции «Информационные технологии в образовании». - 2006, г. Москва, с. 33 - 35.
  5. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Формы деятельности в рамках дистанционных курсов // Труды Всероссийской научно-методической конференции «Телематика». - 2007, г. Санкт-Петербург, с. 218 - 219
  6. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: «Новая техника», 2006, - 464 с.
 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Задать вопрос, обсудить интересные новости теперь можно просто воспользовавшись системой комментариев

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100