ЮФУ Таганрогский технологический институт ЮФУ Партнерские программы Дистанционное обучение (MOODLE) Проект цифровая школа
Главная страница Карта сайта Написать письмо
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ
ГлавнаяНовостиУслугиЕГЭБиблиотекаРасписаниеО насКонтакты
Поиск

Статьи
Некоторые аспекты создания профильного курса "Физика" для системы дистанционного обучения
Статьи - Дистанционное обучение

Автор: Доценко И.Б. (dib@cdp.tti.sfedu.ru)

zip Версия для печати 293.22 Kb

В рамках проекта «Информатизация системы образования» при поддержке Национального фонда подготовки кадров Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ создает двухгодичный курс «Физика» на профильном уровне для системы дистанционного обучения.

Разрабатываемый курс адресован учащимся, как субъектам собственного развития и полноправным участникам учебного процесса, которые не только усваивают содержание материала, но и могут самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность познания.

Достижение необходимого качества образования предполагается за счет сочетания инфокоммуникативных технологий с современными требованиями педагогического дизайна. Это означает, что мы пытаемся создать детальные спецификации разрабатываемых учебных элементов и спроектировать варианты учебной деятельности каждого учащегося в отдельности и их взаимодействие в составе учебных групп. При этом существенно изменяется роль преподавателя. Он должен стимулировать личную и коллективную работу учащихся по добыванию знаний и поддерживать активное обсуждение возникающих проблем и достигнутых учебных результатов.

По своей структуре разрабатываемый курс разбит на 24 учебных модуля - 12 модулей для первого года обучения и столько же для второго. Каждый учебный модуль посвящен отдельной теме. Он включает в себя 4 лекции и столько же тренингов, от одного до четырех практических занятий и проверочный тест. Два учебных модуля объединяются в тематический блок, по завершении которого учащийся выполняет контрольную работу по пройденному материалу. Продолжительность каждого тематического блока составляет 40 учебных дней. Учебный год завершается промежуточным или итоговым экзаменом.

Содержание лекций структурировано за счет разбиения материала на отдельные параграфы, представляющие собой самостоятельные логические страницы, размещаемые в сети. Причем каждая страница является мультимедийной и может содержать различные элементы нелинейной навигации и интерактива. Специфика электронного продукта позволяет разбить процесс создания лекций на два этапа. На первом этапе, который можно назвать информационным, создается основной текст и простейшие варианты интерактива, такие как: гиперссылки, глоссарий, примечания, дополнительная информация, контрольные вопросы. Используемые при этом иллюстрации имеют преимущественно статический характер.

Второй этап можно условно назвать мультимедийным. В отличие от первого он практически не ограничен во времени. Этот этап характеризуется насыщением лекции динамическими активностными элементами, аудио- и видеофрагментами, анимацией. Интерактив при этом в основном связан с моделированием физических процессов и конструированием.

После каждой лекции учащийся проходит интерактивный тренинг, который выполняет функцию теста самоконтроля (ТСК) усвоения и понимания теоретического материала. Вариант задания ТСК состоит из 10 вопросов с выбором ответов (тип А): качественных или рассчитанных на устный счет. Для каждого вопроса даны 5 вариантов ответов, один из которых правильный, а остальные являются дистракторами. Тест выполняется в режиме on-line с ограничением по времени. Как правило, учащиеся справляются с заданиями за 8-15 минут. Для каждой лекции создается по несколько вариантов заданий. Все варианты для заданной темы соответствуют одной спецификации, что позволяет преподавателю использовать ТСК как диагностический тест.

Практические занятия нацелены на закрепление теоретического материала и его практическое использование в реальных условиях. В каждом практическом занятии можно выделить две части: семинар и практикум. Семинар предназначен для объяснения явлений природы, достижения понимания физических основ работы бытовой техники, обсуждения возможностей применения знаний в производственной и социальной сферах. Общение участников возможно как в режиме on-line с использованием чатов и видеоконференций, так и в режиме off-line на основе форумов различного типа и списков рассылки.

Практикум предполагает самостоятельную и групповую работу учащихся по выполнению упражнений и решению задач, а также виртуальную лабораторию и деловые игры. По нашему мнению, практические занятия - это самый сложный и в то же время ключевой элемент системы дистанционного обучения, требующий особого профессионализма как на этапе создания, так и во время проведения занятий.

По завершении каждого учебного модуля учащиеся выполняют тематический тест (ТТ), цель которого проверить умение учащихся решать задачи разного уровня сложности по материалу данного модуля. Тематический тест содержит 15 задач с выбором ответов (тип А) и 5 задач с кратким конструируемым ответом (тип В).

Первые пять задач типа А охватывают тематику модуля задачами, проверяющими знания учащихся на базовом уровне. Для каждой задачи этого уровня приведены 4 варианта числового ответа, один из которых является правильным. Остальные 10 заданий типа А являются задачами повышенного уровня сложности. К ним приведены по 5 вариантов числового ответа, один из которых должен быть правильным. Задания типа В охватывают материал тематического модуля задачами повышенного и высокого уровня сложности. Их цель - проверить интеллектуальные умения учащегося, связанные с решением комбинированных и менее стандартных задач.

Решение теста происходит в режиме off-line. Время выполнения, как правило, составляет 2-4 часа. Ответы вводятся в режиме on-line. После этого учащиеся автоматически получают свой результат по 100-балльной шкале и имеют возможность просмотреть, как было оценено каждое задание. Кроме того, открывается доступ к файлу с подробным решением теста.

Все варианты заданий ТТ для конкретного модуля составляются по одной и той же спецификации. Наличие уже 3-5 вариантов заданий позволяет применить тестовый комплекс для работы с классом учащихся во время аудиторных занятий или в качестве домашнего задания. При этом для каждого ученика вариант формируется случайным выбором задания из имеющегося банка задач по каждому пункту спецификации. Преподаватель имеет возможность отслеживать в реальном масштабе времени результаты отдельного учащегося по каждой задаче и в целом для группы учеников статистику по любому пункту спецификации тематического теста.

Контрольная работа (КР) охватывает материал тематического блока (двух учебных модулей). Каждая КР состоит из 12 задач повышенного и высокого уровня сложности с неконфигурируемым ответом (тип С). Учащиеся представляют подробные решения, которые можно доставить преподавателю традиционным способом, в частности, по обычной почте, или в цифровой форме. При обмене электронными файлами некоторые учащиеся присылают нам решение в формате Word, а другие - как сканированный рукописный текст. В любом случае, каждый учащийся получает в удобной для себя форме в ответ подробную рецензию и эталонный вариант решения контрольной работы.

В процессе выполнения заданий учащиеся могут общаться между собой на форумах (общем и частных), в чатах (общем и частных) и обмениваться личными сообщениями или вложенными файлами. Такие же возможности существуют для личного или группового общения с преподавателем. Получив эталонное решение КР или ТТ, учащиеся могут его прокомментировать или обсудить, сделать свои замечания, задать вопросы друг другу и преподавателю. Существенно, что все материалы можно распечатать и использовать как раздаточный материал при очной форме обучения.

В заключение отметим, что наш курс поддерживается LMS Moodle (Learning Management System Modular Object-Oriented Dinamic Learning Environment). Данный программный продукт построен в соответствии с типичными стандартами для информационных обучающих систем и распространяется как источник с открытым кодом. Возможности Moodle позволяют соединить традиционные преимущества очного обучения с инфокоммуникативными технологиями и на этой основе превратить образовательную деятельность для всех участников в эффективный творческий процесс.

 
« Пред.   След. »
 

южный федеральный университет

© 2004-2015 «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
Администратор сайта Кичигин Д.А.
(webmaster@cdp.tti.sfedu.ru)
Фактический адрес: г. Таганрог, ул. Чехова 24
Почтовый адрес: 347928, Ростовская обл., г. Таганрог, ГСП-17А, пер. Некрасовский, 44.
Телефоны: (8634) 39-38-94, (8634) 37-17-07
e-mail: cdp@cdp.tti.sfedu.ru


Подсказка

Пробный ЕГЭ онлайн - самый точный способ проверить свой уровень подготовки к ЕГЭ. Составленная на основе демо вариантов 2010 года, она является частью программы "Репетиционный сезон ЕГЭ-2010".

 
 
 
   
 
 
 
  
 
 
 

Дистанционное обучение в ЮФУ, репетиция ЕГЭ, сдать ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ, демонстрационный вариант ЕГЭ, пробный ЕГЭ, ЕГЭ 2012, пройти ЕГЭ, тестирование ЕГЭ, тесты по ЕГЭ, профильное обучение, предпрофильная подготовка, довузовская подготовка, довузовское образование, центр довузовской подготовки, ЦДП, электронное обучение, обучение MOODLE, результаты ЕГЭ, расписание ЕГЭ, расписание ГИА, математика, русский язык, физика, курсы английского языка, ТТИ ЮФУ, ЮФУ - все это и многое другое вы сможете найти на нашем сайте.

 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100